числа »
иррациональное число - страница 2
0-это иррациональное число? что вообще такое рациональные, иррациональные числа?
Решение: Рациональные числа это те числа, которые можно представить в виде десятичной дроби. у которой числа после запятой повторяются.Иррациональные это те числа которые нельзя представить в виде дроби и числа после запятой у них не повторяются
также иррациональные числа это такие числа из которыех не извлекается корень
корень из двух, трех, пяти
ноль-это рациональное число
Придумайте 8 различных иррациональных чисел из интервала (-1;0) произведение которых рациональное число решите
Решение: Рациональное число -это дробь.
например: -1/2 -2/3 -4/5.
иррациональные числа -это бесконечные непериодические десятичные дроби)))
например: -1/√2 -2/√3 -√2 / 3 -4/√5
-
(-1/√2)*(-√2 / 3)*(-√3 / 4)*(-1/√3)*(-√5 / 7)*(-2/√5)*(-√7 / 3)*(-1/√7) =
= (2*√2 * √3 * √5 * √7) / (3*3*4*7√2 * √3 * √5 *√7) = 1 / (18*7) = 1/126Придумайте 4 различных иррациональных чисел из интервала (1;2), произведение которых- рациональное число.
Решение: Будем искать эти числа в виде q√3, где q - рациональное число. Понятно, что каждое такое число иррационально, а произведение четырех таких чисел будет всегда рациональным.
Чтобы выполнялось условие 1<q√3<2, т. е. 1<3q²<4, необходимо 1/√3<q<2/√3. Т. к. 1/√3=0,577. и 2/√3=1,15. то достаточно взять q₁=3/5=0,6; q₂=2/3=0,66.; q₃=4/5=0,8; q₄=1. Итак, получаются числа
(3√3)/5; 2/√3; (4√3)/5; √3. Их произведение равно 3*2*3*4/25=72/25.
Придумайте 10 различных иррациональных чисел из интервала (0; 1), произведение которых - рациональное число
Решение: Все они меньше 1 и иррациональны $$ \frac{1}{\sqrt{2}},\frac{1}{\sqrt{3}},\frac{1}{\sqrt{5}},\frac{1}{\sqrt{7}},\frac{1}{\sqrt{11}},\frac{1}{2\sqrt{2}},\frac{1}{2\sqrt{3}},\frac{1}{2\sqrt{5}},\frac{1}{2\sqrt{7}},\frac{1}{2\sqrt{11}}. $$ Очевидно, при произведении 1-ого и 6-го, 2-го и 7-го и т. д. чисел корни сократятся. Т. е. произведение всех 10 чисел - рациональное число.
При каких целых значениях а квадратное уравнение
ax^2+24x+11=0
имеет рациональные корни, сумма которых целое число?
Решение: При каких целых значениях а квадратное уравнение
ax^2+24x+11=0
D=576-44a>0
44a<576
a<144/11 - при таких а корни есть вообще
делаем уравнение приведенным
x^2+24/ax+11/a=0
Чтобы сумма рациональных корней была целой, нужно чтобы -24/а - было целым, по теореме Виета
возможные варианты:
а=+-24;+-4;+6;+-8;+-12
вариант +-1 отпадает, т. к. тогда дискриминант не будет полным квадратом
D=576-44a
подбираем а, когда D - полный квадрат
+-24 - нет,4 - нет, +-6 - нет, +-8 -нет, +-12 -нет
остается а=4
при а=4 это квадратное уравнение имеет рациональные корни, сумма которых целое число1) Какие числа называются иррациональными числами ?
2) Какие числа называются десятичными приближениями иррационального числа по недостатку и по избытку?
3) Докажите что√2 не является рациональным числом
4) Какие числа называются действительными числами?
5) Какое множество называется множеством действительных чисел?
6) Как обозначаются множества натуральных, целых, рациональных и действительных чисел? Изобразите их кругами Эйлера.
Решение: 1) Иррациональные - это числа, которые нельзя выразить дробью a/b с целыми числителем и знаменателем.
2) Десятичные приближения по недостатку и по избытку - это десятичные дроби, между которыми заключено иррациональное число. Возьмём, например, √3~1,732. Его приближением до сотых долей по недостатку будет 1,73, а по избытку 1,74.
3) Классическое доказательство. Если √2 рационально, то его можно выразить несократимой дробью √2=a/b. Возведем все в квадрат. 2=a^2/b^2. То есть 2b^2=a^2. Теперь рассуждаем. Слева чётное число, значит a тоже чётное. Но чётный квадрат всегда делится на 4. Значит, b^2 тоже чётный. Но тогда а и b оба четные и дробь a/b можно сократить. Но мы условились, что дробь несократима. Противоречие. Значит, число √2 нельзя выразить дробью, то есть оно иррациональное.
4) Действительные - это все числа, и рациональные и иррациональные.
5) Действительные числа можно представить в виде точек на координатной прямой, причём это все точки на прямой.
6) Натуральные N, целые Z, рациональные Q, действительные R. Круги Эйлера: действительные - самый большой круг, рациональные внутри, целые внутри рациональных, натуральные внутри целых.Запишите четыре числа:
а) натеральных. б) положительных.
в) отрицательных. г) целых.
д) рациональных. е) иррациональных.
ж) четных. з) нечетных.
и) простых. к) составных.
л) кратных 3. м) кратных 2 и 5.
Решение: б)1,2,3,4в)-1,2,3,4
Г)4,5,9,10
ж)2,4,6,8
з)1,3,5,7
л)3,9,6
М)10,20,30,40
а) Натуральные числа: 1; 2; 3; 4.
б) Положительные числа: 5; 6; 7; 8.
в) Отрицательные числа: -1; -2; -3; -4.
г) Целые числа: 9; 10; 11; 12.
д) Рациональные числа - это положительный и отрицательные (целые и дробные) и ноль.
ж) Четные числа: 2; 4; 6; 8.
з) Нечетные числа: 3; 5; 7; 9.
Укажите множество действительных чисел, соответствующее записи:
A = {х : 3х - 2 > 0}
B = {х : х^2 + х + 1 > 0}
X = {х : -3 ≤ x < 9, х ∈ Z}
M = {х : 5 ≤ x ≤ 6, х ∈ N}
C = {х : х^2 - 5х + 6 = 0}
Y = {х : х^2 - 3х - 4 ≤ 0}
Из курса школы известны следующие числовые множества:
N – множество натуральных чисел,
Z – множество целых чисел,
Q – множество рациональных чисел,
R – множество действительных (вещественных) чисел;
I – множество иррациональных чисел.
Приведите примеры этих множеств с подробным решением
Решение: 1
3x-2>0⇒3x>2⇒x<2/3
x∈(2/3;∞)
2
x²+x+1>0
D=1-4<0⇒при любом х выражение больше 0
x∈(-∞;∞)
3
-3≤x<9,x∈Z
x={-3;-2;-1;0;1;2;3;4;5;6;7;8}
4
5≤x≤6,x∈N
x={5;6}
5
x²-5x+6=0
x1+x2=5 U x1*x2=6⇒x1=2 U x2=3
x={2;3}
6
x²-3x-4≤0
x1+x2=3 U x1*x2=-4⇒x1=-1 U x2=4
+ _ +
-[-1]-[4]-
x∈[-1;4]
{2;7;13;25;.}∈N
{-8;-1;0;3;7,}∈Z
{-11;-3 7/12;0,5/21;4,9,}∈Q
{-√2;√5,7;∛1,1,}∈I
{-√7;-8,5,0,1/3;5;∛17}∈R
Приведите пример числа которое:
а) является рациональным, но не является целым
б) является целым, но не является натуральным
в) является действительным, но не является рациональным
г) является действительным, но не является иррациональным
Решение: А) Рациональное число - такое, которое можно выразить отношением двух целых чисел. Например, дробь 1/2 - рациональное, но не целое число.
б) К целым числам, помимо натуральных, относятся им противоположные и нуль. Например, число -5 будет целым и не натуральным.
в) Не является рациональным - не выразимо в виде отношения целых чисел. Например, корень из 2 - действительное иррациональное.
г) А например число 0,(3), оно же 1/3, является действительным рациональнымОтветьте на вопросы:
1) Может ли сумма двух действительных чисел быть
рациональным числом, а разность – иррациональным? Обоснуйте свой ответ.
2) Может ли произведение двух иррациональных чисел быть
рациональным числом? Обоснуйте свой ответ.
3) Может ли разность двух действительных чисел быть
рациональным числом, а сумма – иррациональным? Обоснуйте свой ответ.
4) Может ли частное двух иррациональных чисел быть
рациональным числом? Обоснуйте свой ответ.
Решение: 1. Да. Например, одно число 5 - sqrt 3, второе 5 + sqrt 3.
2. Может. Приводим такой пример: √2,√8. Их произведение: √2*√8=√2*8=√16-4
3. да. Если х -иррациональное число, то х - х = 0, 0 - число рациональное.
4. Конечно. Пусть R - иррациональное, а a и b - целые. Тогда aR и bR - тоже иррациональные. Однако:
aR/bR=a/b